Версия для печати

Белорусская опалубка МОДОСТР для возведения монолитных стен и колонн

26.06.2015

Белорусская опалубка МОДОСТР для монолитных стен и колонн. ЖБИ и конструкции, 2010

Авторы:
Марковская С. Н., директор УП "МОДОСТР"
Шпак С. В ., главный конструктор УП "МОДОСТР"

(статья опубликована в журнале "ЖБИ и конструкции", выпуск №2, 2010)

При разработке новой опалубки специалистами компании МОДОСТР в максимальной степени учитывался передовой отечественный и зарубежный опыт. Методом проб и ошибок, прорабатывая различные варианты конструктивного исполнения опалубки, удалось разработать несколько видов стеновой опалубки (в том числе, опалубку стен криволинейного очертания), опалубки перекрытий, колонн, которые со временем оформились в опалубочную систему МОДОСТР.

 

История развития опалубочной системы МОДОСТР

Технологию строительства из монолитного бетона назвать новой или новаторской невозможно. Строили из него давно и нельзя сказать, что строили мало. Однако сама технология представляла собой подобие кустарного производства: в условиях строительной площадки собирали из подсобного материала опалубку: как правило, это были строганные доски, кое-как сбитые и кое-как закрепленные. Применявшиеся до 90-х годов в Беларуси различные типы стальных многооборачиваемых опалубок («МОНОЛИТ», «Гражданстрой», Литовская блочная опалубка ) отличались высокой материалоемкостью, конструктивным несовершенством, отсутствием технологической гибкости, особенно в сравнении с опалубками ведущих зарубежных производителей. По этим причинам использование таких опалубок не носило массового характера.

Не с лучшей стороны можно было характеризовать и проектные решения конструкций из монолитного бетона. Все это обуславливало низкие темпы строительства, невысокое качество конструкций при их значительной стоимости и отрицательно сказывалось на репутации монолитного бетона, по сути материала необыкновенно пластичного, позволяющего воплотить самые смелые архитектурные замыслы. Если к этому добавить широко развитую базу крупнопанельного домостроения, становится очевидным, что широкому распространению монолитного бетона противились и строители, и проектировщики.

Примерно так обстояли дела в строительной отрасли Республики Беларусь к середине 90-х годов, когда предприятие МОДОСТР начало свою деятельность по разработке и производству опалубки. Переломить отношение к монолитному бетону можно было, только лишь предложив что-нибудь по-настоящему новое в технологии возведения монолитных конструкций.

При разработке новой опалубки в максимальной степени учитывался передовой отечественный и зарубежный опыт.

Первой на белорусских стройках появилась мелкощитовая опалубка: сначала с металлической палубой, потом – с фанерной. Использовались они как при возведении фундаментов, так и монолитных стен. Однако конструкция этих щитов не могла обеспечить высокое качество лицевой поверхности бетона.

Методом проб и ошибок, прорабатывая различные варианты конструктивного исполнения опалубки, удалось разработать несколько видов стеновой опалубки (в том числе, опалубку стен криволинейного очертания), опалубки перекрытий, колонн, которые со временем оформились в опалубочную систему МОДОСТР. Концепция данной системы заключается в создании специализированных опалубок для различных типов монолитных конструкций, конструктивно и технологически совместимых между собой.

Опалубка стен и лифтовых шахт

Одной из разновидностей стеновой опалубки является опалубка КАСКАД. Конструкция щита, палуба которого выполнена из водостойкой берёзовой ламинированной фанеры RIGA FORM, позволяет получать поверхность бетона высокого качества. Допускаемое давление бетона на опалубку 65 кПа, при этом, на стык щитов h = 1200, 2800, 3000 мм устанавливается 2 тяжа по высоте, при h = 3300 мм – 3 тяжа. Конструкция щитов позволяет их устанавливать как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Для воплощения нестандартных проектных решений конструкция опалубки допускает наращивание щитов по вертикали. Для безопасного ведения работ при возведении наружных стен предлагаются навесные или консольные подмости (рисунок 1).

Возведение наружных стен с использованием стеновой опалубки КАСКАД и навесных подмостей Рисунок 1 – Возведение наружных стен с использованием стеновой опалубки КАСКАД и навесных подмостей

 

На базе опалубки КАСКАД разработана технология возведения монолитных стен лифтовых, вентиляционных шахт и др. Устройство монолитных лифтовых шахт осложняется, прежде всего, отсутствием надежной опоры опалубки внутреннего контура, необходимостью использования стандартных опалубочных щитов, как для внешнего, так и для внутреннего контуров опалубки шахты. Кроме того, учитывая замкнутость опалубки внутреннего контура, требуется простая и надежная технология распалубки.

Схема опалубки монолитных лифтовых шахт Модостр Рисунок 2 – Схема опалубки монолитных лифтовых шахт

Для устройства внутренней опалубки шахты разработаны специальные разъемные угловые элементы. Опалубка внутреннего контура собирается в Г-образные блоки, которые соединяются между собой разъёмными углами и устанавливается на рабочую площадку. Опирание рабочей площадки осуществляется на монолитную стену уже возведенного яруса посредством шарнирных упоров, которые в рабочем положении упираются в специальные гнезда, а в транспортном положении вращаются вокруг оси и выходят из гнезд, что позволяет переставлять рабочую площадку на вышележащую захватку краном. Гнезда формируются специальными гнездообразователями, входящими в комплект опалубки (рисунок 2).

Опалубка колонн

Развитие технологии возведения монолитных колонн шло параллельно с развитием технологии строительства монолитных стен. Первоначально опалубка колонн прямоугольного сечения состояла из щитов мелкощитовых металлических и комбинированных опалубок, объединенных в систему наружными угловыми элементами. В дальнейшем была разработана специализированная веерная опалубка колонн, которая в настоящее время в основном и применяется (рисунок 3). Основным элементом данной опалубки является усиленный перфорированный щит высотой 1200, 2800, 3000 и 3300 мм. Ширина щитов составляет 750, 950 и 1150 мм, что позволяет бетонировать колонны поперечным сечением соответственно до 600х600, 800х800, 1000х1000 мм с шагом 50 мм. Допустимое давление бетона на веерную опалубку колонн 80 кПа. При этом, имея на строительной площадке щиты только одного типоразмера по ширине (1150 мм), можно опалубить прямоугольную колонну произвольного поперечного сечения до 1000х1000 мм, с технологическим шагом 50 мм. Опалубка колонн для безопасного ведения работ может комплектоваться надёжными рабочими площадками.

Веерная опалубка колонн Модостр Рисунок 3 – Веерная опалубка колонн МОДОСТР
 

Каркасное строительство

В настоящее время монолитное строительство в нашей стране, как и во всём мире, достаточно широко развито. Наибольшее распространение получили здания на основе монолитного каркаса – монолитные колонны и диафрагмы жёсткости, монолитное перекрытие и лифтовые блоки. Темпы возведения таких объектов с учётом применения отечественной опалубки МОДОСТР составляют 3‑3,5 этажей в месяц (рисунок 4).

Возведение монолитного каркаса с применением опалубки системы МОДОСТР Рисунок 4 – Возведение монолитного каркаса с применением опалубки системы МОДОСТР

 

География объектов, на которых применяется опалубка системы МОДОСТР, широка: это все регионы Республики Беларусь, многие города России (Москва, Смоленск, Псков, Нижний Новгород и др.), Украина. Отдельные строительные организации используют при возведении объектов опалубки зарубежного производства, однако белорусская опалубка системы МОДОСТР набирает всё большие обороты.

Прочитано 7320 раз Последнее изменение 29.07.2015
Оцените материал
(0 голосов)